Главная
 
Тарское МО КПРФ
 (Коммунистическая партия РФ)
 646530. Омская область г. Тара   ул. Советская 9    т. 8 (38171) 2-30-56

Азбука коммуниста - ФорумРегистрацияВход Главная
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Патриотизм » Патриотизм - это последний шанс для спасения (даже для последних негодяев) » Азбука коммуниста (Алексей Брагин)
Азбука коммуниста
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:19 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Людям всегда жилось сложно. Везде и всюду их сопровождало зло: войны, голод, несправедливость. Лучшие умы человечества рисовали картины идеального общественного строя, в котором находила отражение народная вера в торжество справедливости. Однако неразвитость общественных отношений и недостаток научных знаний обусловили утопический характер этих взглядов.
Предпосылки для возникновения научного коммунистического мировоззрения созрели только в середине 19 века. Вместе с капитализмом возник и рабочий класс – могильщик несправедливого эксплуататорского строя. Он возвестил о себе революционными выступлениями (восстание лионских и силезских ткачей, чартистcкое движение). Становление капитализма дало толчок бурному развитию естествознания, которое накопило факты для создания научной картины мира. Почва для нового мировоззрения была подготовлена.
Немецкие ученые Маркс и Энгельс критически переработали идейное наследие прошлого, освободили его от ложных идей, фантастических представлений, утопических схем и создали новое учение - марксизм. Марксизм стал идеологией трудящихся в борьбе против капиталистической эксплуатации. Поэтому к марксистскому учению обращаются все те, кто выступает против угнетения и несправедливости.
Марксизм – это философия революционной борьбы, наука освобождения. Кто смирился с действительностью, кто приспосабливается к мерзостям эксплуататорского строя, кто оправдывает отчуждение людей труда от средств производства и власти, тем эта наука не нужна. Они довольствуются обывательским прагматизмом. Стихия марксизма - борьба, его кредо – критическое отношение к действительности ради того, чтобы изменить ее, сделать достойной человека. Есть и другие теоретические концепции, претендующие на революционность. Марксизм отличается от них тем, что опирается на науку, апеллирует к разуму.
Когда-то Ленин говорил: “Учение Маркса всесильно, потому что оно верно”. Это не значит, что в развитии марксистской мысли не было заблуждений и ошибок. Это учение развивалось людьми, а поиск истины человеческой мыслью всегда сложен и противоречив, сопряжен с издержками. Но дело не в частных ошибках и заблуждениях, дело в принципах, которые выражают коренные интересы человека труда. Этим и объясняется сила и жизненность марксистского учения. Верность его принципам много дает общественной практике. Но верность - это не поклонение божеству. Верность марксизму – в его творческом развитии, в применении к решению конкретных жизненных проблем.
Самостоятельно осилить многотомники классиков марксизма решится не каждый. В связи с этим давно созрела потребность в “Азбуке коммуниста”, которая послужит для читателей своеобразным путеводителем. Разумеется, небольшой объем книги позволяет только ввести читателя в проблематику, сориентировать его на более углубленное изучение коммунистического учения. В условиях развернутой антикоммунистической кампании эта книга приобретает особое значение.
Составитель признателен П. Н. Гуйвану, Е. А. Воронову, П. М. Субботину, А. А. Удоденко, Л. М. Степановой, Н. Г. Гавриловой, А. В. Лобанову, М. В. Гундарину, оказавшим содействие в работе над этой книгой.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:19 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ГЛАВА 1
ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ И ЕГО
ПОЗНАНИИ
Предшественницей марксистской философии была немецкая классическая философия в лице ее выдающихся представителей Г. Гегеля (1770 – 1831 гг.) и Л. Фейербаха (1804 – 1872 гг.). Учение Гегеля о развитии – диалектика - и материалистические взгляды Фейербаха вплотную подвели общественную мысль к выработке диалектико-материалистического мировоззрения.
Мировоззрение – это система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ
Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Разумеется, не все материальные объекты можно осмотреть или ощупать: радиоволну или магнитное поле не потрогаешь руками, ультразвуковое колебание не воспринимается ухом. Но их обнаруживают с помощью приборов. Проникая в необъятные просторы Вселенной, исследуя сложнейшие внутриядерные процессы, наука обязательно откроет и новые, пока неведомые нам виды материи.
Наука, открывшая законы сохранения, подтверждает, что материя , претерпевшая самые невероятные превращения, никогда не превращается в “ничто” и не возникает из “ничего”. Материя вечна, несотворима и неуничтожима. И это означает, что она существовала всегда и везде и всегда и везде будет существовать.
Сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образах. Благодаря сознанию человек познает окружающую действительность, целесообразно организует практическую деятельность.
МАТЕРИАЛИСТЫ И ИДЕАЛИСТЫ
Из всего многообразия проблем, разрешением которых занималась философия как самостоятельная область знаний, выделился в качестве основного вопрос об отношении сознания к материи. Основной вопрос философии имеет две стороны.
Первая сторона. Существует ли внешний мир независимо от человека и его сознания или он является порождением духа, создан ли мир богом или он существует извечно? Вторая сторона. Может ли человек познать внешний мир?
Материалисты уверены, что материя первична, внешний мир познаваем и существует независимо от сознания человека.
Идеалисты, напротив, считают внешний мир порождением духа или бога и отрицают возможность его познания.
ДИАЛЕКТИКИ И МЕТАФИЗИКИ
С древнейших времен перед философами вставал и другой вопрос: находятся ли явления окружающего мира в состоянии движения и изменения или они пребывают в состоянии покоя и неизменности?
Диалектики считают, что явления находятся в движении и развитии.
Метафизики, напротив, убеждены в том, что мир находится в состоянии покоя и неизменности.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:20 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ПАРТИЙНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
Борьба диалектического материализма с метафизикой и идеализмом в конечном счете связана с борьбой классов. Диалектический материализм выражает интересы трудящихся, а метафизика и идеализм - интересы реакционных классов. Трудящиеся заинтересованы в научном познании законов действительности. Это нужно им для переустройства мира. Современная буржуазия как реакционная сила общества не заинтересована в научном познании законов развития действительности, так как эти законы несут гибель капитализму. Можно ли в таком случае ждать от буржуазных философов беспристрастности и объективности? Конечно, нет.
ДИАЛЕКТИКА – УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ И РАЗВИТИИ МИРА
Закон единства и борьбы противоположностей
Источником движения и развития предметов и явлений выступают внутренние противоречия. Эти противоречия возникают между взаимодействующими противоположностями, существующими внутри материальных явлений и объектов.
Проследим действие этого закона на примере взаимодействия наследственности и изменчивости живых организмов. Изменчивость приводит к возникновению новых признаков. Наследственность сохраняет признаки, передает их из поколения в поколение. Таким образом, изменчивость и наследственность - две противоположности. Противоречие между ними приводит к образованию новых видов организмов, а следовательно, выступает одним из источников развития живой природы.
Таким образом, толчок к движению, к развитию возникает внутри материальных объектов, а не вне их. Если мы предположим, что источник движения находится вне объектов и явлений, то тогда придется допустить идею первотолчка, положившего начало движению. Выходит, будто сначала материя была мертва, затем явилась какая-то сверхъестественная сила и “подтолкнула” ее. Мысль о толчке как всеобщем источнике движения неизбежно приводит к религиозному мифу о “сотворении мира”.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Накопление количественных изменений до определенного предела приводит к скачку – переходу от одного качества к другому. Таким образом материя преобразовывается, развивается, возникает новое, еще не бывшее.
Наиболее наглядно связь между количеством и качеством проявляется в химии. Периодическая система Д. И. Менделеева построена на зависимости свойств химических элементов от их атомной массы, а точнее, от величины заряда атомного ядра. Увеличение заряда ядра на единицу, другими словами – изменение количества, дает переход к новому качеству.
Чтобы количественные изменения перешли в новое качество, необходимо довести их до необходимого предела. Так, нагревание твердого вещества на несколько градусов не меняет его агрегатного состояния. Но если довести температуру до точки плавления, твердое вещество превращается в жидкость, а при последующем нагревании до точки кипения жидкость превращается в газ.
Представим себе, что было, если бы количественные изменения не превращались в качественные. Академик В. П. Комаров писал по этому поводу применительно к живой природе: “ Если бы жизнь на Земле, раз возникнув, возрастала затем только количественно, то поверхность Земли покрылась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амебы и другие близкие к ним организмы.
Закон отрицания отрицания
Характер процесса развития прогрессивен и проявляется как восхождение по спирали от низшего к высшему, от простого к сложному. Проследим действие закона на примере живой природы. Уже один факт ее появления доказывает, что от низших, простых неорганических форм природа способна перейти к высшим, более сложным органическим формам. Живая природа прошла длительный путь восходящего развития от простейших форм живого вещества и одноклеточных организмов до человека. Каждый этап в этом восхождении как бы отрицал предыдущий, а затем сам отрицался последующим этапом. Происходило своеобразное отрицание отрицания.
Отрицание в учении о развитии не означает полного уничтожения всего содержания старого. Во-первых, более простые явления нередко продолжают существовать наряду с новыми, более сложными. Так происходит, к примеру, в живой природе: наряду с высокоорганизованными животными в природе существуют и простейшие. Во-вторых, и это главное, в самом процессе прогрессивного развития новое, возникая из старого, как бы впитывает в себя все то положительное и ценное, что было в старом. В живой природе каждый новый вид воспроизводит полезные признаки, накопленные предками в процессе эволюционного развития.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:21 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ГЛАВА 2
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
Партийность марксистской философии, ее связь с интересами рабочего класса, с политикой наиболее отчетливо обнаруживается в учении о законах общественного развития.
Исторический материализм – это учение о законах развития общества. Исторический материализм позволяет установить внутреннюю объективную логику истории и разобраться в сложной сети общественных явлений, выделив среди них в качестве основы наиболее важное и существенное.
БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
История общества существенно отличается от развития природы. В природе нет сознательных сил, развитие там происходит стихийно. Иное дело в обществе. Люди ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. Возникает иллюзия, будто сознание, идеи, цели определяют общественную жизнь.
В действительности дело обстоит не так. Чтобы жить, человек должен удовлетворять материальные потребности в пище, одежде, обуви, жилье и.т. д. Эти потребности, хочет он того или нет, вынуждают его вступать в определенные отношения с природой и обществом. Люди обрабатывают поля, строят жилища и.т. д. Из всего этого складывается материальная жизнь людей, их общественное бытие. Главное содержание общественного бытия составляет трудовая деятельность. Общественное бытие людей определяет их общественное сознание, т. е. взгляды, представления, идеи, теории, верования, все то, что составляет содержание духовной жизни общества.
При капитализме в обществе совместно существуют противоположные буржуазная и социалистическая идеологии.
Идеология - система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских.
Теории, выражающие интересы буржуазии, отрицают необходимость революционного переустройства общества. Напротив, социалистическая идеология отражает угнетенное положение трудящихся. Выражая его классовые интересы, она исследует законы развития капитализма, формулирует революционные задачи классовой борьбы трудящихся, определяет пути и средства ниспровержения капитализма и перехода к социализму.
Следовательно, основу общественного развития надо искать не в сознании людей, а в их общественном бытии.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Прежде всего установим, из каких элементов слагается производство.
Предмет труда – это исходный материл, на который направлена трудовая деятельность человека (лес, глина, железная руда и. т. д.).
Средства труда – это орудия труда (молоток, лопата, станок и. т. д.), а также заводские помещения, склады, железные дороги и. т. д.
Средства производства – это предметы и средства труда.
Производительные силы общества – это созданные обществом средства производства вместе с людьми, наделенными необходимыми знаниями и опытом, чтобы привести их в движение.
Производственные отношения возникают в результате совместной деятельности людей. Чтобы сказать, какие отношения устанавливаются в производстве между людьми, надо знать, кому принадлежат средства производства.
Производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Люди не могут жить, не присваивая созданных ими материальных благ, а присваивая их, они вступают между собой в имущественные отношения, или отношения собственности. Производство невозможно без той или иной формы собственности как исторически определенного способа присвоения материальных благ. Буржуазные экономисты утверждают, что собственность – это власть человека над вещью. В действительности вещь становится объектом собственности лишь тогда, когда люди в процессе производства вступают между собой в общественные отношения. Собственность можно сравнить с языком. Язык становится бессмыслицей, если человеку не с кем разговаривать. Точно так же и собственность не существует вне общественных отношений между людьми.
Частная собственность на средства производства порождает отношения эксплуатации. Горстка эксплуататоров-капиталистов присваивает львиную долю произведенных материальных благ, а угнетенные классы испытывают нужду и лишения.
Общественная собственность определяет отношения трудового сотрудничества.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:23 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ИСТОЧНИК ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Источником развития общества выступает внутреннее противоречие, вызванное несоответствием развития производительных сил и производственных отношений. Человеческое общество все время совершенствуется. В своем развитии оно прошло пять ступеней (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй) и взошло на пятую ступень. Пятая ступень – социализм (1-я фаза коммунизма).
Процесс восхождения по ступеням совершается по объективным законам, определяя волю и сознание людей.
Производительные силы - наиболее подвижная сторона способа производства. Создавая материальные блага, люди постоянно накапливают производственный опыт, улучшают орудия производства, изобретают новые. Следовательно, производительные силы все время находятся в движении, непрерывно изменяются. А вот производственные отношения более устойчивы. Неравномерность развития двух сторон способа производства ( производительные силы развиваются быстрее ) порождает противоречие. Со временем противоречие углубляется. На каком-то этапе производственные отношения становятся тормозом дальнейшего развития производительных сил.
Возникший конфликт разрешается сменой устаревших производственных отношений новыми, соответствующими достигнутому уровню развития производительных сил. Новые, более прогрессивные производственные отношения открывают более широкие возможности для дальнейшего роста производительных сил, становятся его двигателем. Но затем производительные силы вновь перерастают существующие производственные отношения. Снова возникает несоответствие между двумя сторонами производства. Складываются предпосылки для нового скачка в историческом развитии общества.
Смена эта - отнюдь не автоматический процесс. Она не происходит самотеком. Ее осуществляют люди, движимые своими индивидуальными и групповыми интересами в ходе социальной и политической борьбы.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:24 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Первобытнообщинный строй
На ранних ступенях человеческой истории уровень производительных сил был крайне низок. Дубина, каменный топор, копье, а позднее лук и стрелы – вот основные орудия производства того времени. С величайшим трудом люди могли удовлетворять лишь самый необходимый уровень своих потребностей. И этот минимум они получали только потому, что трудились сообща. Естественно, что при таких условиях средства производства, продукты труда принадлежали не отдельным лицам, а коллективу. Общественная собственность была обусловлена низким уровнем развития производительных сил. Эксплуатация также была невозможна, так как работник не мог произвести больше продуктов, чем было необходимо для поддержания его жизни. Внутри родовой общины царили отношения трудового сотрудничества. Производственные отношения соответствовали уровню развития производительных сил. Первобытнообщинный строй иногда называют коммунистическим. Но это был примитивный коммунизм. Он основывался не на изобилии, а на нуждах и лишениях. В этом заключалась его ограниченность и таилась неизбежная его гибель. Орудия производства постепенно совершенствуются. Появляются металлические орудия труда. Происходит разделение труда в обществе. Наряду с земледелием возникает скотоводство, затем и ремесло. Разделение труда влечет за собой обмен продуктами. Ведь земледелец нуждается в продуктах скотоводства, а скотовод – в продуктах земледелия. Эту взаимную потребность они могут удовлетворить только обменом. Производственные отношения первобытного строя, замыкавшие людей в рамки общины, перестали соответствовать производительным силам, так как были несовместимы с разделением труда и обменом. Прогресс производства обусловил неизбежность гибели этих отношений. Употребление более совершенных орудий труда резко увеличило количество производимых продуктов, стало возможным производить их уже не силами всей общины, а силами отдельных семей. Одновременно и собственность на средства производства постепенно переходит к отдельным семьям. Зарождается частная собственность, а вместе с ней экономическое неравенство людей. Неравенство возрастает и в результате того, что старейшины и вожди используют свое положение для обогащения. Благодаря новым средствам труда работник стал производить больше продуктов, чем было необходимо для его существования. Становится возможной эксплуатация человека человеком. И она возникает в результате закабаления бедных богатыми, превращения военнопленных в рабов. Первобытное общество сменяется рабовладельческим.
Рабовладельческий строй
В рабовладельческом строе средства производства находятся в собственности рабовладельцев. Они же владеют и работником (рабом), который фактически является “говорящим орудием труда”. Производственные отношения рабовладельческого общества на первых порах соответствуют производительным силам. При сравнительно низком уровне последних прогресс материальной и духовной культуры мог осуществляться только путем беспощадной эксплуатации огромных масс рабов. Простая кооперация рабского труда позволила создать грандиозные сооружения, каналы, водопроводы, пирамиды, театры, стадионы. Расширились возможности для роста продукции, для углубления общественного разделения труда, для развития культуры. Происходит отделение умственного труда от физического. Освобожденные от физического труда ученые, поэты, скульпторы, философы получают возможность посвятить себя духовной деятельности. Так развиваются наука и искусство.
Однако неутомимый крот истории продолжал свою незаметную работу. Производительные силы все более совершенствуются: повышается культура земледелия, люди добиваются больших успехов в производстве металлов и металлических орудий, растет мастерство ремесленников. Рабовладельческие производственные отношения все больше и больше стесняют производительные силы. Раб не заинтересован в своей работе, он трудится под плетью надсмотрщика, поэтому труд его малоэффективен. Рабство постепенно изживает себя, его заменяют феодальные отношения.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:25 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Феодальный строй
В феодальном обществе основные средства производства принадлежат феодалам – помещикам. В собственности работников (крепостных крестьян) находится только мелкий инвентарь для обработки земли и содержания скота. Пользуясь тем, что у крестьян нет земли, помещик закрепощает их, принуждает работать на себя. Он предоставляет им клочок земли, но взамен заставляет отдавать ему часть урожая (рента продуктами, или оброк) и обрабатывать его землю (отработочная рента, или барщина). Сначала новые производственные отношения отвечают уровню производительных сил и открывают некоторый простор их развитию. Ведь у крепостного крестьянина есть материальная заинтересованность в результатах труда: часть урожая идет ему. Поэтому он проявляет больше старания в работе, более эффективно использует орудия труда.
Но с течением времени в недрах феодализма растут новые производительные силы. Развиваются города, а вместе с ними ремесленное производство. Углубляется разделение труда, расширяется обмен, постепенно складываются национальные рынки. Товарно-денежные отношения разъедают самую сердцевину феодального строя. Возникает мануфактура. Она вытесняет мастера-ремесленника. Появляются первые машины. Как грибы после дождя, растут заводы и фабрики. Новая техника порождает потребность в свободных от крепостной зависимости и более культурных работниках. Феодальный строй становится преградой общественному прогрессу. Он уступает место капитализму.
Капитализм
При капитализме средства производства сосредоточены в руках капиталистов. Работник производства лишен этих средств и поэтому вынужден продавать свою рабочую силу буржуа-предпринимателю. Капиталистические производственные отношения создают широкие возможности для роста производительных сил. Прогресс техники намного превосходит то, что было создано в течение всей предшествующей истории человечества. Но, развивая столь бурно производительные силы, капитализм готовит материальные предпосылки собственной гибели. Новые производительные силы не умещаются в прокрустово ложе капиталистических отношений. Капитализм не способен использовать для блага человечества богатейшие возможности новой техники. Более того, он порождает острые противоречия, которые находят свое выражение в кризисах, безработице, войнах, в разрушении производительных сил. Назревает неизбежность перехода к социализму – первой фазе коммунизма.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:25 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ДВИЖУЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
Развитие органического мира и развитие человеческого общества подчиняются одним и тем же законам – законам диалектики. Основные движущие силы эволюции органического мира, исходя из теории Ч. Дарвина, – наследственность, естественный отбор и борьба за существование. Основной движущей силой общественного прогресса является классовая борьба.
Класс – большая группа людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы появились вместе с возникновением частной собственности и постепенно исчезнут вслед за ее уничтожением.
Владея средствами производства, эксплуататорский класс обладает огромной экономической силой и использует ее для того, чтобы навязать угнетенным классам угодные и выгодные для себя порядки. Воля господствующего класса находит выражение в праве – совокупности законов и других юридических норм (правил поведения), регламентирующих все основные стороны жизни. Но право само по себе ничего не значит без аппарата, способного обеспечить соблюдение его предписаний, в том числе, когда это необходимо, и силой. Эту роль выполняет государство.
Государство – организация политической власти, располагающая такими формами, как полиция, армия, суд, тюрьмы. Буржуазные идеологи создали миф о государстве как надклассовой организации, выражающей интересы всего общества. Марксизм развенчал этот идеологический миф. При любом общественном устройстве, основанном на частной собственности и угнетении человека человеком, государство представляет собой машину подавления эксплуатируемых классов. Буржуазные идеологи утверждают, что интересы противоположных классов можно примирить. Как можно представить себе такое примирение? Или эксплуататоры должны добровольно отказаться от собственности на средства производства (но исторический опыт показывает, что они никогда это не делали и не сделают), или угнетенный класс должен смириться со своим порабощением. К этому его и призывают буржуазные идеологи.
Однако классовая борьба – это единственный путь к освобождению угнетенных. Только с ее помощью можно в конце концов вырвать у эксплуататоров средства производства и ликвидировать эксплуатацию. Смена одного общественного строя другим, более прогрессивным, не может произойти сама собой, самотеком, даже если производственные отношения превратились в тормоз прогресса. Чтобы это произошло, нужно сломить сопротивление реакционных классов, которые стоят на защите старых производственных отношений. В этом и состоит исторический смысл революционной борьбы угнетенных классов.
Классовая борьба – движущая сила истории во всех эксплуататорских формациях. В антагонистическом обществе без нее невозможен социальный прогресс
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:25 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Наивысшего подъема и остроты классовая борьба достигает в эпохи социальных революций.
Социальная революция – это коренная ломка социального строя, посредством которой осуществляется переход от устаревшего общественного устройства к новому, более совершенному. Главный вопрос всякой революции – вопрос о власти. Завоевав государственную власть, революционный класс окончательно разрушает старый строй и устанавливает новые порядки.
Опыт истории показывает, что революция не делается по заказу или по желанию пылких энтузиастов. Для нее необходима революционная ситуация, то есть такое состояние общества, когда вследствие усиления социальных бедствий масс классовые антагонизмы резко обостряются. Господствующие классы не могут управлять по-старому, а угнетенные классы не желают жить по - старому и активно включаются в классовую борьбу.
Отнюдь не всякая революционная ситуация превращается в революцию. Для ее осуществления нужны массовые политические силы. Они формируются из числа тех классов, которые заинтересованы в ликвидации существующего строя и способны довести революцию до победного конца. Эти классы представляют собой движущие силы революции. Необходимо, чтобы революционные классы осознали свои классовые интересы, приобрели известный опыт классовой борьбы, создали политические партии и организации, выдвинули революционных вождей и руководителей, преисполнились решимостью к самоотверженным действиям.
Революции в зависимости от решаемых ими задач различаются по характеру. Если революция устанавливает буржуазные отношения, то она является буржуазной; если же она ведет к становлению социализма, то ее характер социалистический.
Угнетенные классы – главная движущая сила всех великих революций. Революции, говорил В. И. Ленин, - праздник для угнетенных и эксплуатируемых. Благодаря активному участию масс в политической жизни события в это время развиваются невероятно быстрыми темпами. Социальную революцию можно сравнить с очистительной грозой, после которой легко и свободно дышится. Революции сметают преграды с пути общественного прогресса – недаром К. Маркс называл их локомотивами истории.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:26 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ГЛАВА 3
ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Капитализм – последнее общественное устройство, основанное на эксплуатации, для которого характерно капиталистическое товарное производство. Вскрыв законы, управляющие производством и распределением материальных благ, Маркс показал, что причины неизбежной гибели капитализма коренятся в экономических условиях жизни общества.
НАТУРАЛЬНОЕ И ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Производство в докапиталистических формациях в основном было натуральным. Каждое феодальное хозяйство жило обособленной жизнью, редко прибегая к обмену с внешним миром, так как трудом крепостных и дворовых ремесленников производилось почти все, что было нужно для потребления помещика и его челяди. Крестьянское хозяйство тоже было натуральным. Крестьяне не только выращивали хлеб и скот, но и занимались ткачеством, изготовлением обуви и хозяйственного инвентаря. Но еще задолго до капитализма возникло и товарное производство (иначе - рыночное).
При товарном производстве продукты производятся на продажу. Товарное производство играло второстепенную роль, поскольку для продажи предназначалась лишь незначительная часть продукта. И если персонаж Н. В. Гоголя в “Мертвых душах” Ноздрев и обладал страстью к обмену, то это было прихотью барина, но отнюдь не экономической необходимостью. Да и товарный обмен в то время был простой, его можно обозначить формулой (Т – Т), а с появлением денег (Т – Д – Т). Каждый товар обменивался на равноценный, и продукты труда принадлежали тем, кто их произвел, - ремесленникам и крестьянам.
Уже в недрах феодального общества возникло капиталистическое товарное производство. Этому способствовало развитие производительных сил, разделение труда между ремеслом и сельским хозяйством, между городом и деревней. При капиталистическом товарном производстве в отличие от простого продукты труда принадлежат не тем, кто их произвел (наемным рабочим), а тем, кто владеет средствами производства- капиталистам. Капиталистическое товарное производство характеризуется формулой (Д – Т – Д*), где Д* представляет собой значительно большую сумму денег, чем та, которая была вложена капиталистом в производство товаров. Если при простом товарообмене продукты труда обмениваются на равноценные по стоимости, то при капиталистическом товарообмене капиталист извлекает прибыль и умножает свой капитал за счет увеличения стоимости товара. Какой же товар, обладая меньшей стоимостью, способен произвести для капиталиста гораздо большую стоимость?
СТОИМОСТЬ ТОВАРА
Товар – это продукт труда, который произведен для обмена. В совершенно различных товарах есть нечто общее, позволяющее приравнивать их друг к другу в определенной пропорции. Таким общим не могут быть физические, химические или какие-нибудь даже природные свойства вещей. У товаров есть то общее, что все они продукты человеческого труда и удовлетворяют определенные потребности. Это и делает их соизмеримыми. Приравнивая товары друг к другу, люди, по существу, приравнивают заключенный в них труд.
Воплощенный в товарах труд образует стоимость товара. Мерой труда является рабочее время. Но, согласитесь, товаропроизводители затрачивают разное количество времени на производство одинаковых товаров. Предположим, имеется три группы товаропроизводителей по производству обуви. Одни производят пару сапог за 7 минут, другие – за 10 и третьи – за 14 минут. При этом первая и третья группы невелики и выпускают на рынок небольшое количество обуви, вторая же группа производит основную ее массу. Общественно-необходимое время – 10 минут. Потому что общественно-необходимое время приближается или совпадает с рабочим временем тех предприятий (неважно, лучших или худших), которые производят основную массу товаров данной отрасли.
Стоимость – это общественно-необходимый труд, затраченный на производство товара. Стоимость – явление историческое, присущее только товарному производству. Она существует там и тогда, где продукты труда выступают как товары. Следовательно, стоимость не является свойством самих вещей, а выражает общественное отношение между людьми, производящими товары.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:27 | Сообщение # 11
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ЗАКОН СТОИМОСТИ
В обществе, где происходит обмен товаров, неизбежно существуют деньги. Они играют при товарном обмене роль всеобщего эквивалента, то есть товара, выражающего стоимость всех других товаров. Главная функция денег – служить мерой стоимости.
Цена – это стоимость товара, выраженная в деньгах. Цены на товары иногда не совпадают со стоимостью. Может случиться, что какой-либо товар будет произведен в больших количествах, чем на него имеется спрос. Тогда цена на него упадет ниже стоимости. Может получиться и наоборот: спрос на тот или иной товар на рынке превысит предложение. Тогда цена поднимется выше стоимости. В конце концов отклонения цен от стоимости в ту или другую сторону в общем и целом уравновешиваются и общая сумма цен на товары уравнивается с их стоимостью.
Закон стоимости: стихийное колебание цен около стоимости определяет расширение и сокращение объема производства. Стоимость является регулятором обмена товаров. Этот обмен осуществляется в соответствии с количеством общественно - необходимого труда, затраченного на производство товаров. Через конкуренцию товаропроизводителей закон стоимости регулирует пропорции производства товаров.
Конкуренция – это антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротство предприятий. Вместе с тем конкуренция выступает и как двигатель технического прогресса (до определенного предела !), поскольку каждый собственник, каждый капиталист стремится путем технических новинок снизить стоимость своих товаров и получить таким образом преимущество над конкурентами. В то же время конкуренция и анархия производства вызывают разрушение производительных сил, приносят неисчислимые бедствия трудящимся.
ОСНОВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН КАПИТАЛИЗМА
Вернемся к формуле капиталистического производства. Какой же товар, обладая меньшей стоимостью, способен произвести для капиталиста гораздо большую стоимость? Таким товаром является рабочая сила.
Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, применяемых им в процессе производства материальных благ. В условиях капитализма рабочий, будучи лишен средств производства, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту.
Капиталистическое производство – это такое производство, при котором рабочая сила становится товаром. Буржуазные идеологи нередко пытаются утверждать, что при найме рабочей силы якобы происходит эквивалентный обмен. Капиталист-де оплачивает стоимость труда. Но эта, на первый взгляд, эквивалентная купля-продажа рабочей силы служит лишь внешней маскировкой капиталистической эксплуатации. Нанимая рабочую силу, капиталист оплачивает вовсе не стоимость труда, а только стоимость рабочей силы. Стоимость рабочей силы отнюдь не совпадает с той стоимостью, которую рабочий производит в процессе труда. Предположим, что рабочий работает в течение 8 часов. При этом за 4 часа он производит стоимость, которая равна стоимости товаров, необходимых для поддержания его жизни. Это значит, что оставшиеся 4 часа он производит дополнительную стоимость, которая безвозмездно присваивается капиталистом. Именно этот дополнительный труд и является “чудодейственным” источником самовозрастания стоимости.
Необходимый труд – труд, который рабочий затрачивает в течение той части своего рабочего времени, когда он создает стоимость, необходимую для собственного содержания.
Прибавочный труд – труд в течение остальной части рабочего времени, когда рабочий работает на капиталиста.
Прибавочная стоимость – это стоимость, создаваемая наемным рабочим сверх стоимости своей рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:28 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Основной экономический закон капитализма: капиталистическое производство организуется не ради удовлетворения потребностей общества, а ради увеличения производства прибавочной стоимости. Производство прибавочной стоимости осуществляется путем эксплуатации труда наемных рабочих. К. Маркс в “Капитале” приводит интересную цитату: “ Обеспечьте 10% , и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову; при 100% он попирает все человеческие законы; при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы”. Капиталистами прежде всего движет жажда прибыли, хотя она и маскируется более благородными и благовидными мотивами. Вполне понятно, что капиталист стремится увеличить прибавочную стоимость, усилить эксплуатацию рабочих, извлечь из их труда больше выгоды. Система наемного труда есть, следовательно, система наемного рабства. Существуют два способа увеличения прибавочной стоимости. Первый заключается в удлинении рабочего дня. Этот способ был характерен преимущественно для ранних стадий развития капитализма. Но рабочий день имеет естественный предел. Кроме того, организованный пролетариат в результате упорной борьбы добился законодательного ограничения его длительности. Другой способ увеличить прибавочную стоимость – сократить необходимое рабочее время, то есть время, когда рабочий трудится на себя. Это достигается в основном за счет роста производительности труда. Для примера, в Японии рабочий трудится 1 час на себя, а 7 часов – на капиталиста. Роста производительности труда капиталисты добиваются не только путем внедрения новой техники, но в значительной мере и путем интенсификации труда. Увеличение прибавочной стоимости в той или иной мере неизбежно связано с повышением степени эксплуатации.
Получение прибавочной стоимости – главный стимул деятельности капиталиста. Ему по большей части безразлично, что производить: полезные для человека вещи, например одежду, обувь, мясо, хлеб, или орудия, несущие смерть и разрушение. Для капиталиста производство стали, по словам К. Маркса, - это только предлог для производства прибавочной стоимости.
ЗАКОН КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО НАКОПЛЕНИЯ
Капитал – стоимость, приносящая прибавочную стоимость путем эксплуатации наемного труда. Буржуазные идеологи утверждают, что капитал возник первоначально вследствие трудолюбия и других добродетелей его владельцев: бережливые-де стали капиталистами, а лодыри и расточители превратились в наемных рабочих. Маркс разоблачил эту выдумку, рассчитанную на простаков. Капитал возник в результате грабежа, насилия, экспроприации земли у крестьян, ограбления колоний. Для примера обратимся к реалиям современной России, где “новые русские” за короткий срок сколотили для себя огромные состояния.
Но если даже согласиться, что первый капитал имел трудовое происхождение, то это не меняет его сущности, так как по истечении ряда лет весь капитал все равно оказывается замещенным прибавочной стоимостью, то есть результатом эксплуатации. Ведь капиталисты покрывают свои расходы из прибавочной стоимости. Не будь эксплуатации наемных рабочих, которые создают прибавочную стоимость, капиталисты скоро израсходовали бы свой первоначальный капитал и остались бы ни с чем.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:28 | Сообщение # 13
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Отсюда следуют два вывода: 1) Весь и всякий капитал есть результат эксплуатации. 2) Ни сумма денег, как бы велика она ни была, ни совокупность средств производства – фабрик, заводов, сырья, топлива, машин – сами по себе еще не являются капиталом. Они могут стать капиталом лишь при определенных условиях: когда имеется класс частных собственников средств производства и класс наемных рабочих, продающих свою рабочую силу как товар. Значит, капитал представляет собой общественное отношение между капиталистами и рабочим, а суть его – эксплуатация труда.
Прибавочная стоимость создается в сфере материального производства, и на первый взгляд может показаться, что она целиком присваивается промышленными капиталистами. На деле происходит распределение прибавочной стоимости между различными группами капиталистов путем непрерывной борьбы и ожесточенной конкуренции. Например, реализацию товаров промышленник передает торговому капиталисту и за это вынужден уступить ему часть прибавочной стоимости.
Следовательно, все виды нетрудовых доходов в капиталистическом обществе предпринимателя, торговца, банкира, землевладельца являются той или иной формой прибавочной стоимости, их единственный источник – прибавочный труд рабочих, занятых в сфере материального производства.
Закон капиталистического накопления: с расширением материального производства масса прибавочной стоимости, присваиваемая капиталистами, возрастает. В то время как на одном полюсе общества сосредотачиваются огромные богатства, на другом – увеличивается эксплуатация пролетариата; растет разрыв между теми, кто своим трудом создает все ценности, и теми, кто эти ценности присваивает.
На заре капитализма начинающий предприниматель не только выколачивал все что мог из пролетариев; он нередко экономил на мелочах, чтобы приумножить капитал. Не случайно в художественной литературе расточительным аристократам, пускавшим на ветер огромные состояния, противопоставлялись расчетливые и скупые промышленники, банкиры, ростовщики. Капиталист той поры нередко дневал и ночевал на фабрике, знал своих рабочих по именам, самолично вел конторские книги.
По мере накопления капитала наиболее преуспевающие дельцы сколачивают гигантские состояния и уже не утруждают себя черновой работой. Потомкам Домби и Гобсеков, владеющим миллиардами франков, долларов или фунтов стерлингов, нет нужды экономить, и они в полном смысле слова бесятся с жиру: возводят дворцы с бассейнами, выложенными позолоченными плитами, покупают в Англии замки и перевозят их в Америку, задают балы для любимых собак и даже оставляют четвероногим наследство.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:29 | Сообщение # 14
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
БЕЗРАБОТИЦА – СПУТНИЦА КАПИТАЛИЗМА
Капитализм позволяет кучке паразитов обогащаться за счет эксплуатации труда. Он обрекает часть пролетариев на безработицу и нищету, лишает их средств существования.
Безработица – неизбежная спутница капиталистической системы. Она дала о себе знать уже на ранних стадиях развития капитализма. Технический прогресс, применение более производительных машин вели к сокращению спроса на рабочую силу. И если на первых порах безработица носила временный характер, более или менее быстро рассасывалась, то в дальнейшем она становится постоянной. В обществе образуется целая армия людей, лишенных работы, – так называемая резервная армия труда.
В чем же причины безработицы, уж не новая ли техника повинна в том, что часть людей лишается хлеба насущного? Как известно из истории, именно так думали луддиты, обращая свой гнев против машин. Но, разумеется, техника здесь ни при чем. Самым убедительным тому доказательством служит тот факт, что в социалистических странах, где новая техника внедряется в производство в массовом масштабе, нет и не может быть никакой безработицы.
Причина безработицы кроется в капиталистической системе хозяйства. Технический прогресс, давая возможность производить больше продукции при меньших затратах труда, позволяет сокращать длительность рабочего дня и увеличивать заработную плату. Но ведь капиталист обновляет оборудование не ради рабочих, а ради увеличения своих прибылей. Поэтому он увольняет часть рабочих, а оставшихся заставляет работать интенсивнее.
Чем больше безработных, тем сильнее цепляются работающие за свои места: страх потерять средства к существованию подгоняет их лучше всякой палки. Таким образом, безработица используется капиталистами для давления на занятую часть рабочего класса. Об этом откровенно писала газета магнатов американского капитала “Уолл-стрит джорнэл”: “Каменщик, который видит у ворот двух безработных, жаждущих занять его место, будет класть больше кирпичей и не потребует при этом дополнительной или поощрительной оплаты”.
А что означает потерять работу в тех же США, можно понять, познакомившись с письмом Дэвида Хьюма в одну из американских газет: “По специальности я инженер. Шесть лет работал на металлургическом заводе в окрестностях Филадельфии. 30 ноября прошлого года я получил уведомление, что 30 декабря я буду уволен. Я умолял оставить меня на работе, ссылаясь на мое плохое здоровье и на то, что жена ждет ребенка. Компания холодно отвергла мою просьбу. Мы с женой были потрясены свалившимся на нас горем. Я попал в больницу, но через неделю должен был выписаться, потому что от волнения заболела жена. Ребенок родился преждевременно и умер через 12 часов. Я снова лег в больницу. Но ведь за нее надо платить. Платить лечащим врачам. Платить за койку в больнице, за место в родильном доме, за похороны младенца. Скоро мы лишимся нашего дома, всех вещей. Нам некуда идти. Нам не хочется жить”.
Современная техника – чудесное создание человеческого разума, способное облегчить труд людей, обеспечить им более зажиточную жизнь. Однако капиталистическое ее использование ставит значительную часть рабочего класса в тяжелое положение. Страдают не только безработные. Ведь рост интенсивности труда означает не что иное, как преждевременный износ рабочей силы. Многие пролетарии, испытавшие на себе так называемые потогонные системы труда, применяемые в капиталистическом производстве, уже к 40-45 годам превращаются в инвалидов.
Наступление капиталистов на жизненные права трудящихся встречает стойкое сопротивление рабочего класса; решительными выступлениями (забастовками, стачками, политическими демонстрациями) рабочим удается добиться кое-каких уступок: некоторого повышения заработной платы, сокращения длительности рабочего дня. Но все это не отменяет того факта, что в целом эксплуатация рабочего класса в капиталистическом мире возрастает.
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 19:29 | Сообщение # 15
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
КРИЗИСЫ ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА
Особенно тяжело сказываются на положении трудящихся экономические кризисы. Капиталисты все время стремятся увеличить выпуск продукции. К этому их побуждает жажда наживы и конкурентная борьба. А доходы населения при капитализме растут медленно либо вовсе не растут. Платежеспособный спрос на товары начинает отставать от их производства. Это отставание приводит к накоплению продукции, не находящей сбыта, и разорению мелких и средних предпринимателей, а порой и крупных капиталистических фирм. Закрываются тысячи предприятий, резко падает заработная плата, возрастает безработица.
В прошлом самый тяжелый кризис поразил экономику капитализма в 1929-1933 гг. На первый взгляд могло показаться, что он вызван перепроизводством товаров. На деле же они не находили покупателей из-за недостатка средств для их приобретения: возможность потребления определяется не пустотой желудка, а содержимым кошелька. В результате – такое противоестественное явление, как голод среди изобилия. Магазины и склады были забиты продуктами, но капиталистам было выгоднее, чтобы они сгнили, чем пошли за бесценок. Они стремились во что бы то ни стало сдержать падение цен, чтобы потом возместить свои потери. Ради этого шли даже на уничтожение части продукции. Так, в 1934 году в капиталистических странах умерло от голода 2 миллиона 400 тысяч человек, а в США было уничтожено более 1 миллиона вагонов зерна (этого достаточно, чтобы прокормить 100 миллионов человек в течение года), 267 тысяч тонн кофе, 258 тысяч тонн сахара, 26 тысяч тонн риса, 25 тысяч тонн мяса и многих других продуктов.
Экономические кризисы наглядно свидетельствуют об уродливом характере капиталистического производства. И различные “антикризисные” мероприятия, предпринятые буржуазными государствами в последние десятилетия, не привели к устранению глубоких причин этого явления, коренящегося в самих устоях капитализма, в подчинении производства не интересам человека, а погоне за прибылью.
 
Форум » Патриотизм » Патриотизм - это последний шанс для спасения (даже для последних негодяев) » Азбука коммуниста (Алексей Брагин)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2018