Главная
 
Тарское МО КПРФ
 (Коммунистическая партия РФ)
 646530. Омская область г. Тара   ул. Советская 9    т. 8 (38171) 2-30-56

Как большевики начинали работать с пролетарскими массами - ФорумРегистрацияВход Главная
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Патриотизм » Патриотизм - это последний шанс для спасения (даже для последних негодяев) » Как большевики начинали работать с пролетарскими массами (история)
Как большевики начинали работать с пролетарскими массами
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 10:55 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Весьма поучительное чтение о том, как конкретно работалЛенин, что  делал и почему именно оноказался во главе партии большевиков, почему именно он оказался гениальным организатором. Отличный пример того,как  настоящий руководитель вникает втакие детали и изучает то, с чем он работает на таком детальном уровне, на котором людям с уровнем дажевыше  среднего вникать как-то лень. Ну иисторические наблюдения - из кого на самом деле состояла РСДРП(б). Но несмотря на это, за счётвысочайшего  уровня руководства онасумела возглавить две русские революции и не просто победить, а коренным образом изменить ситуацию на планете.      Современнаяполитическая ситуация в России характерна тем, что ни одна  из левых политических сил в стране, в томчисле и те, которые называют  себякоммунистическими, не имеют тесных связей с рабочими массами, не  опираются на класс, чью волю вроде бы онидолжны выражать.

     Левые стремятсяобъять необъятное, — не имея четких и внятных идеологических платформ, они собирают в свои ряды всех недовольныхиз  различных классов российскогообщества, от буржуазии до пролетариата, пытаясь угодить то тем, то этим. Не лучше обстоят дела и у  «коммунистов», которые хотя и понимают, чтоих опора – пролетариат, но  оказавшисьполностью неспособными вылезти из позднесоветского  оппортунизма, они никак не найдут дорогу кпролетарским массам. Эта  оторванностьлевых и «коммунистов» от трудящихся опасна тем, что по мере  нарастания протестов в стране можетвозникнуть ситуация, печальным  итогомкоторой может стать установление в России военной диктатуры  фашистского толка. Реакционные политическиесилы, которых за последнее  времяразвелось у нас немало, вполне способны своей искусной демагогией  увлечь за собой политически неразвитые слоироссийского населения,  особенно если онине встречают противодействия со стороны прогрессивных  революционных политических сил, все ещенаходящихся в глубоком кризисе.
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 10:55 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Для того чтобыпонять что же коммунисты могут сделать в современных  условиях и как они могут стать истиннымивыразителями коренных интересов пролетариата, попробуем обратиться к опыту РСДРП(б), которая сумелав  свое время успешно решить этупроблему.

     Как известно,распространение марксизма в России началось с марксистских кружков, которые еще при жизни К.Маркса и Ф.Энгельсастали  организовываться не только по всейЕвропе, но с начала 80-х гг. XVIII  векаи в России. Первыми их участниками были представители русской  революционной интеллигенции, как правило,бывшие народники, которые  глубокоразочаровавшись в народнической идеологии и методах  индивидуального террора, активно искали новыепути освобождения русского  народа отненавистного самодержавия.

     Поначалупредставителей рабочего класса в марксистских кружках было  немного, но к середине 80-х годов в странестали возникать кружки,  состоящие уже изодних рабочих. Руководство кружковой работой и занятия в  них вели обычно интеллигенты или разночинцы,гораздо более образованные  иподготовленные теоретически. Скажем, группа Д.Благоева в 1884 г.  объединяла 15 социал-демократических кружков,в которых занималось почти  150 заводскихрабочих г.Петербурга.

     Средниймарксистский кружок состоял из 6-8 человек. Занимались в  кружках в основном тем, что изучали теориюмарксизма, философию,  пытались понятьошибки революционеров предыдущих поколений. Марксизм  осваивали по работам классиков, случалось,несколько переусердствуя при  этом всвоем рвении и забывая о практической стороне дела. В этом  отношении очень показательны воспоминанияГ.Ж.Кржижановского, в которых он рассказывает об ошибках своей революционной
юности: «Скоро  в нашей группе,состоявшей по преимуществу из студентов-технологов,  создался специфический культ Маркса.Встречаясь с новыми людьми, мы  преждевсего осведомлялись об их отношении к Марксу. Я лично, например,  был глубоко убеждён, что из человека, которыйне проштудировал два или  три раза«Капитал» Маркса, никогда ничего путного выйти не может… К  сожалению, почти такую же требовательность мыпредъявляли не только к  студенческимголовам, но и к мозгам тех рабочих, с которыми мы уже тогда  стремились завязать регулярные сношения,группируя их в определённые пропагандистские кружки. Вспоминая, как терзали мы наших первыхдрузей  из рабочего класса «сюртуком» или«холстом» из первой главы «Капитала», я и по сие время чувствую угрызения совести. Наши революционныерабочие  кружки были нагружены и работойкультурнического оттенка, чему не в малой степени способствовала та громадная духовная жажда, котороюбыли  преисполнены передовые рабочие тоговремени.»
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 10:59 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
По иному подходилк обучению рабочих Ленин, который тоже начинал свою  революционную деятельность с самостоятельногоосвоения марксизма по  работам классиков,изучая их зачастую в оригинале, участия в марксистских кружках, а позднее – и в их организации.     Из воспоминаний отом периоде Крупской Н.К.: «Большинство интеллигентов того времени плохо знало рабочих. Приходил интеллигентв  кружок и читал рабочим как бы лекцию.Долгое время в кружках  «проходилась» порукописному переводу книжка Энгельса «Происхождение  семьи, частной собственности и государства».Владимир Ильич читал с  рабочими«Капитал» Маркса, объяснял им его, а вторую часть занятий  посвящал расспросам рабочих об их работе,условиях труда и показывал им  связь ихжизни со всей структурой общества, говоря, как, каким путём  можно переделать существующий порядок. Увязкатеории и практики — вот  что былоособенностью работы Владимира Ильича в кружках. Постепенно  такой подход стали применять и другие членынашего кружка.»

     А вот чтоИ.В.Бабушкин, рабочий и большевик, учившийся у В.И.Ленина, вспоминает о
кружковых занятиях с Владимиром Ильичем: «Кружок составился из 6 человек и 7-го
лектора, и начались занятия по политической экономии, по Марксу. Лектор
(лектором был В.И.Ленин – прим. Авт) излагал нам эту науку словесно, без всякой тетради, часто стараясь вызватьу  нас или возражения, или желание завязатьспор, и тогда подзадоривал,  заставлялодного доказывать другому справедливость своей точки зрения на  данный вопрос. Таким образом, наши лекцииносили характер очень живой,  интересный,с претензией к навыку стать ораторами; этот способ занятий  служил лучшим средством уяснения данноговопроса слушателями. Мы все  бывали оченьдовольны этими лекциями и постоянно восхищались умом нашего  лектора, продолжая острить между собою, чтоот слишком большого ума у  него волосывон лезут. Но эти лекции в то же время приучили нас к  самостоятельной работе, к добываниюматериалов.»
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 10:59 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Широкораспространившиеся по всей стране марксистские кружки, в которых  их участники старались глубоко освоить теориюмарксизма, сослужили в  дальнейшем  русскому революционному движению хорошуюслужбу, подготовив  сотни и тысячивысококвалифицированных пропагандистов, агитаторов и  организаторов рабочего движения. Именно онипозднее несли идеи научного  социализма впролетарские массы и сумели встать во главе революционного  трудового народа России.     Знание теориимарксизма на хорошем уровне это крайне необходимая вещь  для революционера, но одних теоретическихзанятий с рабочими в  марксистскихкружках было мало. Это особенно хорошо показали события  середины 90-х годов, когда в России началсяновый революционный подъем,  выразившийсяв повсеместных крестьянских бунтах и многочисленных  забастовках на фабриках и заводах.     Оторванностьрусской социал-демократии того времени от рабочих масс показывает случай,
описанный М.Сильвиным: «У  нас были…связи на Семянниковском заводе за Невской заставой. В конце  1894 года или в самом начале 1895 года наэтом заводе произошла  забастовка,сопровождавшаяся бурными волнениями. Рабочие разгромили  заводскую контору, избили кое-кого из старшихслужащих, бросали камнями в  полицию,явившуюся для усмирения. В ближайшее же посещение кружка (один  из кружков на этом заводе вёл сам ВладимирИльич) он спросил своих  слушателей, вчём дело и почему они никак не сигнализировали о  назревающих событиях и не дали вовремя знатьо них, когда они произошли.  Кружковцыдали общие пояснения на тему о том, что движение должно идти  сначала вглубь, а потом вширь и т. п. Ещё разподтвердилось, что наши  кружковыерабочие далеки от массы.»

     Назрела остраянеобходимость соединения марксизма с рабочим движением.  Социал-демократы понимали, что кружки привсей их немалой для условий  Российскойимперии распространенности не могли оказать значительного  влияния на пролетарские массы страны — самаформа кружковой, фактически индивидуальной, работы не позволяла это сделать. Следовательно, немогла  быть решена и главная задачасоциал-демократии – внесение социалистического сознания в рабочие массы. Чтобы соответствоватьросту  рабочего движения, необходимо былоперейти от индивидуальной пропаганды в кружках к агитации в массах. На этом особенно настаивал В.И.Ленин,  который на том этапе развития русскойсоциал-демократии предложил  объединитьусилия всех марксистских кружков столицы для успешного  осуществления работ на этом направлении.  Так возник «Союз борьбы за  освобождение рабочего класса», деятельностькоторого позволила перейти к  работе вмассах более-менее организованно и продуманно.
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 11:01 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Но какосуществить агитацию в массах, учитывая, что в РИ даже за сам  факт общения интеллигента с рабочими можнобыло попасть на каторгу?  Социал-демократыпо предложению Ленина пошли следующим путем: поскольку  русская социал-демократия на тот момент взначительной степени состояла  изинтеллигентов, плохо знающих быт и условия жизни рабочих, было решено  начать со сбора материалов о реальном положениирабочего класса,  подробно исследуяусловия работы и быта рабочих каждого конкретного  предприятия. Для чего это было нужно, оченьхорошо поясняет Н.К.Крупская: «Владимир Ильич интересовался каждой мелочью, рисовавшей быт, жизнь рабочих,по  отдельным чёрточкам старался охватитьжизнь рабочего в целом, найти то,  за чтоможно ухватиться, чтобы лучше подойти к рабочему с революционной  пропагандой.»     Вот для того,чтобы знать КАК лучше подойти к рабочим с социал-демократической пропагандой, изучение положения рабочего классаи  стало для русской социал-демократиитого времени главной и основной  задачей.Слово участникам тех событий:

     Н.К.Крупская:«В  то время Владимир Ильич внимательноизучал фабричные законы, считая,  что,объясняя эти законы, особенно легко выяснить рабочим связь их  положения с государственным устройством.Следы этого изучения видны в  целом рядестатей и брошюр, написанных в то время Ильичём для рабочих, и  в брошюрах «Новый фабричный закон», в статьях«О стачках», «О  промышленных судах» идругих.» (см.ПСС, т.2)

     И.В.Бабушкин: «Мыполучали от лектора (лектором был В.И.Ленин – прим. Авт)листки  с разработанными вопросами, которые требовалиот нас внимательного  знакомства инаблюдения заводской и фабричной жизни. И вот во время  работы на заводе часто приходилосьотправляться в другую мастерскую под разными предлогами, но на деле — за собиранием необходимых сведений  посредством наблюдений, а иногда, при удобномслучае, и для разговоров.  Мой ящик дляинструмента был всегда набит разного рода записками, и я  старался во время обеда незаметнопереписывать количество дней и заработков в нашей мастерской. Разумеется, главным препятствием ко  всякого рода собиранию сведений служилоотсутствие сколько-нибудь  свободного времени,но всё же дело подвигалось, хотя не так полно и энергично, как следовало бы.»
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 11:02 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
И.Сильвин:«Вопрос  об изучении условий работы ижизни рабочих на каждом заводе был уже поставлен Владимиром Ильичём. Теперь он составил подробный«вопросник»,  который интересно было быразыскать где-нибудь в старых жандармских архивах. Вопросник этот занимал несколько более четырёх четвертушек  листа, исписанных его убористым почерком. Этотвопросник имелся у  каждого из нас. Мыразмножили его и раздавали пропагандистам других  кружков. Мы так увлеклись собираниемсведений, что на некоторое время забросили всякую пропаганду. Владимир Ильич тоже занялся этим делом  очень ретиво. Кто-то из наших рабочих,Шелгунов или Меркулов, посещал  его надому, и он до седьмого пота доводил их своими расспросами.

     Получить  точные ответы на простые, казалось бы,вопросы о рабочей жизни было не  таклегко. Мы спрашивали, например, чем особенно недовольны рабочие в  данный момент, на что они жалуются, что онихотели бы устранить на  заводе, иполучали иногда неожиданный ответ: «Перестали давать кипяток,  вот и волнуются по этому поводу, требуюткипятку». Или из другой  области:«Убавлена расценка на пятачок, предвидится из-за этого пятачка  забастовка». Эти «кипяток» и «пятачок» были увсех на языке и испортили  намвпоследствии немало крови после того, как агитация развернулась.»

     Собранныйматериал о рабочей жизни по предложению Ленина было решено  использовать для печатной агитации,подготавливая листовки (листки,  прокламации)для рабочих конкретного предприятия по каждому конкретному  острому поводу. Для начала, чтобы не слишкомпугать рабочих  революционными идеями освержении самодержавия (царю на тот момент народные массы еще в стране верили), было решено начать с технегативных  явлений, которые нарушалидействующее законодательство. Вот что об этом пишут участники событий:     Сильвин:«Как  практически использовать полученныйпутём расспросов материал, мы пока  ещёне решили, и Владимир Ильич выдвинул новую идею: начать агитацию на  почве «законных» требований. Собранные повопроснику сведения по каждому  заводупоказывали, насколько и в каких отношениях нарушаются уже  существующие законы. Агитация должна быланачаться на почве требований  соблюдениязакона. Владимир Ильич указывал при этом на тактику Моисеенко  и его товарищей во время орехово-зуевскойзабастовки 1885 года.»
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 11:02 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Кржижановский:«Начиная  с зимы 1894 годашпионско-полицейскому механизму Петербурга пришлось в  усиленном масштабе познакомиться с той «возмутительной»литературой  «подмётных листков»,которые, несмотря на примитивную гектографскую форму своего производства, весьма заметно стали распространяться именнос  этого времени в стенах главнейшихпетербургских фабрик и заводов. В  этихлистках, составленных на основании наших бесед с рабочими, мы  старались исходить из повседневных нужд, изданной конкретной обстановки  той илидругой фабрики, возможно более быстрым темпом переходя к  лозунгам политического характера, явновытекавшим из тех препятствий,  которыецарское правительство громоздило на путях борьбы рабочих за  чисто экономические блага. Летучие митинги,регулярные маёвки, наконец,  созданиепостоянного литературного органа — вот что должно было с  естественностью возникнуть из тех заданий, ккоторым приводил лозунг  агитации.»     Но не всесоциал-демократы того времени согласились с предложением  Ленина о переходе к агитации в массах напочве повседневных нужд  рабочих.Некоторые даже считали, что подобный метод уведет революционное  движение в сторону от социализма.     Сильвин:«Оппоненты  против нового методаподпольной работы главным образом С. И. Радченко и  Г. Б. Красин, приводили то возражение, что мыразмениваемся на мелочи,  революционнуюработу сводим к борьбе за кипяток и вместе с тем  проваливаем дело социалистической пропаганды,потому что с переходом к  широкойагитации все наши кружковые рабочие, конечно, очень быстро будут  выхвачены жандармами, и всё делоприостановится.»

     Крупская:«Метод  агитации на почве повседневныхнужд рабочих в нашей партийной работе пустил глубокие корни. Я поняла вполне всю плодотворность этогометода  только гораздо позже, когда жилав эмиграции во Франции и наблюдала, как во время громадной забастовки почтарей в Париже французская  социалистическая партия стояла совершенно встороне и не вмешивалась в  эту стачку.Это-де дело профсоюзов. Они считали, что дело партии —  только политическая борьба. Необходимостьувязки экономической и  политическойборьбы была им совершенно неясна.»
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 11:03 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Вот об этом – онеобходимости с самого начала соединять экономическую и политическую борьбу
при  ведении всякойсоциал-демократической работы в массах, Ленин говорил  сразу. Однако русской социал-демократии того времени(как и нам  сегодня!) не удалось избежатьошибок уклонения то в одну, то в другую сторону. Особенно навредило ее развитию увлечение «экономизмом», с  которым потом пришлось немало бороться, темболее что листковая агитация  имелаогромный успех в рабочей среде.

     Сильвин:«Между  тем агитационная кампания шлаполным ходом. Рабочие Путиловского завода Борис Зиновьев и Пётр Карамышев с подобранной ими группой молодёжи  агитировали открыто всюду, где возможно,разбрасывали листки прямо на  улицах, втолпе рабочих, при выходе с заводов и в других местах. Листок  обычно касался какого-нибудь частного случая:злоупотреблений, нарушения  закона,сбавки платы без предупреждения и т. п. Приезжал фабричный  инспектор, начиналось расследование, полициявела своё дознание. Всё это  былособытием в однообразной заводской жизни, вызывало толки, будило  интересы. Напряжённо ждали, каков будетрезультат вызванной листком  шумихи. Ужесамое распубликование злоупотребления или случая произвола,  казавшегося своим, домашним, внутреннимделом, порождало само по себе возбуждение.     — Ловкопродёрнули! — говорили в толпе, читая свежий, только что подобранный листок.

     Читали его теперьуже громко, т. е. публично, чаще всего те же рабочие, которые дали для него
материал и распространяли его.
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 11:03 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Приходя  в кружок, пропагандист теперь не выискивалнаиболее развитых,  интеллигентныхрабочих, способных усвоить теорию прибавочной стоимости.  Он искал живых, деятельных, развитыхтоварищей, которые способны были бы стать агитаторами, улавливать настроения, подмечать важные факты.  «Агитация» так захватила нас, что скоро нампросто некогда стало  заниматьсякружковой работой….»

     Следует отметитьодин немаловажный факт —  отбор материалапроизводился  очень тщательно,  сведения, полученные от рабочих,перепроверялись  неоднократно –социал-демократы даже в мелочах не хотели обманывать  рабочих.     Крупская:«Материал  собирал и проверял ВладимирИльич тщательно. Помню, как собирался, например, материал о фабрике Торнтона. Решено было, что я вызову ксебе  своего ученика, браковщика фабрикиТорнтона, Кроликова, уже  высылавшегосяраньше из Петербурга, и соберу у него по плану, намеченному Владимиром Ильичём, все сведения. Кроликов пришёл в какой-то  занятой у кого-то шикарной шубе, принёс целуютетрадь сведений, которые  были им ещёустно дополнены. Сведения были очень ценные. Владимир Ильич  на них так и накинулся. Потом мы сА.А.Якубовой, повязавшись платочками  ипридав себе вид работниц, сами ходили ещё в общежитие фабрики  Торнтона, побывали и на холостой половине ина семейной. Обстановка была  ужасающая.Только на основании так собранного материала писал Владимир  Ильич корреспонденции и листки. Посмотритеего листок «К рабочим и  работницамфабрики Торнтона». Какое детальное знание дела в нём видно. И  какая это школа была для всех работавшихтогда товарищей. Вот уж когда  учились«вниманию к мелочам». И как глубоко врезывались в сознание эти  мелочи.» (см.ПСС, т.2)
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 11:04 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Агитация в массахстала приносить свои плоды. Вот что об этом рассказывает один из участников тех
событий, рабочий Шелгунов В.А.: «То,  чтоВладимир Ильич с первых же шагов «Союза борьбы» направил его на  рельсы революционного марксизма, сыграло вбудущем большую организующую  роль.Несмотря на то, что в декабре 1895 года вся руководящая верхушка  марксистской интеллигенции, а также большоеколичество рабочих были  арестованы,всё-таки в мае 1896 года в Петербурге вспыхнула небывалая в  России забастовка, охватившая свыше тридцатитысяч рабочих. Основным  требованиемрабочих было требование об уплате за коронационные дни,  которые рабочие вынужденно прогуливали, аследовательно, не получали  зарплаты. Вто время короновался Николай II. Эта забастовка была  небывалым явлением. В самом требовании уплатыта коронационные дни  сказалосьнепочтительное отношение рабочих к «высокой особе» царя.

     Эта  забастовка, которая была вызвана работой«Союза борьбы», сыграла ту  роль, чторабочее движение из тайного стало явным. И так как большое  количество рабочих познакомилось спрокламациями, с нелегальной  литературойвообще, то о социалистах уже заговорили вслух. И если  революция 1905 года была генеральнойрепетицией 1917 года, то забастовку  1896года надо считать одной из важнейших репетиций в подготовке к  революции 1905 года.»     Но русскаясоциал-демократия не сумела на этом пути избежать и ошибок,  увлекшись листковой агитацией на почвенасущных требований, которая  даваланемалый эффект и значительно увеличивала влияние  социал-демократов в рабочих массах. Как ужеупоминалось выше,  часть  социал-демократов того времени скатилась к«экономизму», не сумев  вовремя понятьвсю опасность этого пути. Вот как о причинах этого  явления пишут сами участники событий:     Сильвин:«Заветным  нашим желанием было внести вмассовое движение сознательную политическую идею, идею борьбы за низвержение самодержавия, за  политическую свободу. Но из опасения сделатьпреждевременный, тактически  ошибочныйшаг мы бессознательно скатывались к «экономизму», который  через два-три года и развился пышно в«Рабочей Мысли».

     Этот  элемент «хвостизма», эта тенденцияобслуживать движение, а не  руководить имзамечается во всех наших листках и заявлениях 1896 года.  Она объясняется недостаточной нашейтеоретической подготовленностью к  тойсерьезной роли, в которой мы с арестом Владимира Ильича оказались,— к  роли руководителей движения.»
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 11:04 | Сообщение # 11
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В дальнейшемборьба с «экономизмом» отняла немало сил и времени у  большевиков. В противовес товарищам, излишнеувлекшимся экономической  борьбой, самВ.И.Ленин никогда не забывал о главном – о борьбе  политической, к которой он аккуратно ипродуманно подводил рабочих,  обращаясь кним в своих произведениях.

     Крупская:«Многие  из товарищей, работавших тогда вПитере, видя эффект листковой  агитации,в увлечении этой формой работы забыли, что это одна из форм,  но не единственная форма работы в массе, ипошли по пути пресловутого  «экономизма».     Владимир  Ильич никогда не забывал о других формахработы. В 1895 году он пишет  брошюру«Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и  заводах». В этой брошюре Владимир Ильич дал блестящий образец того, как  надо было подходить к рабочему-середняку тоговремени и, исходя из его  нужд, шаг зашагом подводить его к вопросу о необходимости политической  борьбы Многим интеллигентам эта брошюрапоказалась скучной, растянутой,  норабочие зачитывались ею: она была им понятна и близка…» (См. ПСС, т.2).

     Огромное вниманиеуделял В.И.Ленин и изучению статистических материалов, касающихся экономики, политики и социальной сферыРоссии.  Вот что отмечает в своихвоспоминаниях Кржижановский: «…нам, марксистам до педантизма, гораздо более импонировало в нёмудивительное  умение владеть оружиемМаркса и превосходное, прямо-таки поразительное знакомство с экономическим положением страны по первоисточникам  статистических сборников. Моя первая встречас Владимиром Ильичём  состоялась наквартире 3. П. Невзоровой при его докладе в нашем кружке  на тему «о рынках». В этом докладе ВладимирИльич блеснул перед нами  такимбогатством иллюстраций статистического характера, что я испытал  своего рода неистовое удовольствие, видя,какое грозное оружие даёт  марксизм впознании нашей собственной экономики. Некоторые члены нашего  кружка были даже до известной степенишокированы этой своеобразной конкретностью подхода к столь теоретическому вопросу, как вопрос о  создании рынка для развивающегосякапитализма. На материале  хозяйственногоразвития России Владимир Ильич опрокинул все их путаные,  искусственные построения о развитиикапиталистической экономики.»
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 11:05 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Середина 90-хгодов XIX века для русской социал-демократии является  одним из наиболее важных периодовреволюционной деятельности. Именно  тогдабыли формированы принципы работы большевиков с пролетарскими  массами, найдены эффективные пути подхода кним, позволяющие понять  истинныеинтересы пролетариата и организовать его на борьбу за свои  права.     Главным принципомстало  тщательное изучение всего существадела,  которым начинали заниматься.Глубокое знание теории марксизма, экономического и политического положения страны, реальных условий жизнии  быта рабочих, законов, касающихся ихтрудовой деятельности – все это не  моглоне привести большевиков к закономерному успеху октября 1917 года.

     Крупская:«Этот  петербургский период работыВладимира Ильича был периодом чрезвычайно важной, но невидной, но существу, незаметной работы. Он сам так  характеризовал её. В ней не было внешнегоэффекта. Вопрос шёл не о  геройскихподвигах, а о том, как наладить тесную связь с массой,  сблизиться с ней, научиться быть выразителемеё лучших стремлений,  научиться быть ейблизким и понятным и вести её за собой. Но именно в  этот период петербургской работы выковывалсяиз Владимира Ильича вождь  рабочеймассы.»

     Изучениемситуации в рабочих массах большевики занимались постоянно и  далее. Например, вот какой опросник спримерными ответами рабочих был  выпущенв виде листовки в 1906 году, чтобы узнать о ситуации на  предприятиях после поражения первой русскойреволюции 1905 г.:

     ЛИСТОВКА     ГОРОДСКОГОРАЙОННОГО КОМИТЕТА РСДРП В ВИДЕ ОПРОСНОГО БЛАНКА ОБ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ И ТРУДА
РАБОЧИХ, ЯНВАРЬ 1906 г.

     ОПРОСНЫЙ БЛАНК.     Товарищи!Предполагая сделать краткое обследование рабочей жизни, мы  обращаемся, товарищи, к вашему содействию.Всякая борьба должна очно  учитывать ирассчитать все условия жизни и деятельности рабочего и  потому по возможности точно и полно ответьтена предложенные в бланке  вопросы.Напряженность и важность разгоревшейся борьбы обязывает нас  точно знать наши силы и уяснить наши нужды,ответы должны касаться всего  завода(фабрики, мастерской) и потому, если кто из товарищей знает  условия жизни и работы только некоторыхразрядов рабочих (например,  токарей,укупорщиков и т. п.), то пусть ответит на вопросы, напр. о  заработной плате и т. п. применительно к этимразрядам, отметив это в  конце бланка.Если-бы оказалось, что в бланке нет вопроса, который  товарищу, заполняющему бланк, хотелось быотметить, — предлагают сделать  это вконце бланка.

     1. Какая фабрика,завод или мастерская и где находится.

     -  Завод котлов и механизма ОбществаФранко-русских заводов (бывш. Брда). Мясная, д. 17.

     2. Сколько всегорабочих, из них.., женщин и… детей. Длина рабочего дня.

     - Более 2-хтысяч; женщин и детей нет. 10 часов.

     3. Какие главныеразряды рабочих и число (хотя бы приблизительно)

     - Рабочих однойчасти сборной мастерской можно разделить на несколько  частей: чернор. 8, учеников 9, слесарей,слесаря разделяются на два  разряда —старшие и просто слесаря; старших 5, слесарей 9.

     4.   Средний заработок в каждом разряде мужчин,женщин, детей (поденно, помесячно, поштучно).

     - Среднийзаработок (цеховой день) старших 2 р. 50 к., слесарей 1 р. 30

     5.   Сверхурочные работы и плата за них.     - Постоянныесверхурочные работы не производятся, а в случае крайней необходимости за
двойную плату.

     6.   Жилищные условия рабочих (живут ли призаводе, вне его и проч.).

     - Живут какмастеровые, так и чернорабочие, на частных квартирах.

     7.    Главные траты рабочего (одиночки,семейного) по разрядам (на квартиру, пищу, одежду и проч.; и в особенности на чай, сахар, табак,керосин,  спички).     - Определитьтраты рабочих по мелочам очень трудно, тем более что сами  рабочие не могут их определить, трата наквартиру 1/4 заработка для  женатых и 1/7для холостых, остальное на пищу, одежду и т. д.

     8. Есть ли призаводе (фабр., мастер.) библиотека, столовая и вообще какие-либо учреждения для
рабочих.
 
ЮлияДата: Понедельник, 04.03.2013, 11:11 | Сообщение # 13
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 981
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
- В скоромвремени рабочие на собранные промеж себя средства (около 600  руб.), дополненные жертвованием администрации(около 700 р.), откроют в  отведеннойадминистрацией помещении библиотеку; в этом помещении  столовая, где можно пользоваться горячимкипятком и плитой для  разогреваниякушанья. При заводе открыта низшая школа для первоначального обучения детей обоего пола.     9.  Часто ли меняется состав рабочих или ониболее или менее постоянные.  Практикуетсяли администрация завода увольнение сознательных рабочих  после стачки и вообще (после какой, напр.,стачки были ли такие случаи).

     - Состав рабочихпостоянен. Сознательные рабочие за стачки не увольнялись; в последнее время в сборной мастерской за неимениемработ  отказано 25 чел., из них 12человек имели соприкосновение с организацией Р.С.-Д.Р.П., рабочие просили администрацию взамен увольнениятоварищей  работать 3—4 дня в неделю илипо 5 час. в день. Просьба отклонена по настоянию мастера Смирнова В.; в совете мастеров он заявил, что все  последствия берет на себя.     10.  Связь рабочих с деревней: уезжают ли рабочие,хотя бы часть, при,  обычных условияхработы в какое-либо время года в деревню, много ли  таких рабочих, помогают ли рабочие своимзаработком в деревню и много ли  таких, ипр.

     - Рабочие однойчасти сборной мастерской настоящие пролетарии, если  есть у кого связи с деревней, то чистоплатонические, в известный  промежутоквремени наезжают в деревню погостить, из заработков ничего не  дают, потребности так широки, что одним своимзаработком еле  удовлетворить.     11. В какое времягода бывает ежегодно особенно много работы или работа распределяется в году
более или менее равномерно.

     - Количествоработы зависит от числа заказанных военных судов; три года  тому назад работы было много и работалиравномерно, затем прогрессивное уменьшение. Это объясняется тем, что заказы на военные судапередаются  за границу, заказов частныхзавод не принимает. За работу дают дешево, а техника производства ниже всякой критики, да и организация  распределения работы по неумелостипротекционных мастеров, поставлена  оченьдурно.

     12. Не стоит лизавод (фабр., мастер.) в особенно тесной зависимости от ж\д или другого завода.

     - Завод стоит втеснейшей связи с морским министерством, вследствие  этой связи является переполнение штатаадминистрации, по наведенным  (хотя и неточно) данным, сумма ежемесячно получаемых администрацией  денег, на много превышает сумму заработковрабочего, отсюда средний  заработокрабочего, по сравнению с другими: Обух., Путил., Семян.,  довольно низкий.     К сожалению, очень многое  нами утерянои очень многое придется воссоздавать заново. А потому  знать, что делали и как делали большевикиболее чем 100 лет назад очень  важно.     Л.Сокольский
 
MikaelДата: Воскресенье, 24.03.2013, 23:09 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Актуально ли учение Ленина о революционной ситуации?
Марксизм-ленинизм на протяжении истории часто подвергался нападкам как справа, так и слева. Подвергнуть ревизии революционное учение стремятся в основном под предлогом того, что оно, якобы, устарело. Это происходит и с учением Ленина о революционной ситуации. Но люди не понимающие или отвергающие теорию революционной ситуации оказываются беспомощными в реальной политической борьбе. Ведь без ленинской теории революционной ситуации невозможно понять почему в одни периоды массы идут на бескомпромиссную революционную борьбу с оружием в руках, а в другие не готовы выйти даже в пикет, защитить свои элементарные права.

Или почему на момент до революции 1905-1907 года большевики насчитывали от силы тысячу членов по всей Российской Империи, а в ходе этой революции сотни превратились в тысячи, организации выросли в несколько раз, появились ячейки там, где их раньше вовсе не было.

Или почему в 1920-х в Коммунистической партии Испании состояло около 800 человек, а в ходе революционных событий 1931-39 КПИ стала ведущей не только политической, но и военной силой, обставив даже мощных как нигде в мире испанских анархистов.

История движется не равномерно и поступательно, а скачками, - то разгоняясь, как реактивный самолет, то практически замирая. В спокойной, мирной ситуации низы общества настолько задавлены бытом, погружены в обыденность, необходимость выживать, что не могут поднять головы из этого порочного круга и задуматься над способами радикального улучшения своей жизни.

В такие периоды лишь меньшинство революционного класса и интеллигенции может плыть против течения и быть носителями революционной идеологии.

В такие периоды задача меньшинства, объединенного в революционную организацию, состоит в распространении, пропаганде идеи общественного переворота; в объединении и организации того, часто стихийного, протеста против несправедливости, который существует в периоды даже самого мертвого классового штиля.

Именно в такие периоды чаще всего появляются в левом движении люди, не склонные сообразовывать свои действия с объективной ситуацией. Не добившись успеха с листовкой, газетой, профсоюзом, они берутся за бомбу и винтовку и... неминуемо терпят поражение.

Добавлено (24.03.2013, 23:05)
---------------------------------------------
После того, как стихли революционные события 1968 года, а американо-европейский капитализм ценой незначительных реформ удержался на ногах, массовое левое движение на западе начало терять численность и пошло на спад. Именно в этот период затишья и упадка появились многочисленные группы, взявшие на вооружение методы индивидуального террора. Эти группы - РАФ, Красные бригады, Красная армия Японии - получили широкую известность за свои дерзкие нападения на представителей правительства и правящего класса. Но, несмотря на отчаянный героизм и огромные жертвы эти группы не добились какого-то заметного успеха. И с точки зрения теории Ленина о революционной ситуации, этот неуспех был абсолютно предрешен.

Как бы скучно, рутинно и обыденно не выглядели пикеты, собрания, планомерная пропаганда и агитация; как бы круто и революционно не выглядела вооруженная борьба, - всему есть свое время. Есть время для листовки и газеты, есть время для винтовки и бомбы. Путать одно и другое есть непозволительная для революционера ошибка. История большевизма может служить в этом учебником.

Знаменитые экспроприации совершались большевиками исключительно в период революции 1905-1907 гг. Боевые дружины также создавались в период революции для организации вооруженного восстания, а не в мирное время. Сейчас, тем не менее, есть коммунисты, которые призывают создавать "конницу Буденного" уже сегодня, прямо сейчас. Эти коммунисты, видимо, либо не знают теорию и историю, либо настолько нетерпеливы, что готовы пожертвовать успехом ради своего нетерпения.

Что же такое революционная ситуация?

"Для марксиста не подлежит сомнению, что революция невозможна без революционной ситуации, причем не всякая революционная ситуация приводит к революции. Каковы, вообще говоря, признаки революционной ситуации? Мы наверное не ошибемся, если укажем следующие три главные признака:

1) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис "верхов", кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы "низы не хотели", а требуется еще, чтобы "верхи" не могли жить по-старому.

2) Обострение, выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов.

3) Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс, в мирную эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими "верхами", к самостоятельному историческому выступлению. Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция по общему правилу невозможна. Не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная, именно: присоединяется способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не "упадет", если его не уронят". (В.И.Ленин, Крах II Интернационала)

Добавлено (24.03.2013, 23:06)
---------------------------------------------
Пытаться делать революцию без революционной ситуации, что называется "своими силами" не получалось ни у одной революционной партии, даже самой мощной. Однако, попытки такие делались. Прекрасную характеристику таких попыток, получивших имя - "бланкизм", дал Ф.Энгельс: "Бланки прежде всего политический революционер, социалист лишь по своим чувствам, симпатизирующий народу в его страданиях, но не имеющий никаких определенных мер социального переустройства. В своей политической деятельности он был, главным образом, так называемым человеком дела , убежденным в том, что небольшое число хорошо организованных людей, выбравши подходящий момент и произведя революционную попытку, может увлечь народную массу одним - двумя успехами и совершить, таким образом, победоносную революцию. В царствование Луи Филиппа он мог организовать это ядро, конечно, лишь в виде тайного общества, и тогда произошло то, что всегда происходит при заговоре. Составляющие его люди, утомившись вечной сдержанностью и напрасными обещаниями, что дело скоро дойдет до решительного удара, потеряли, наконец, всякое терпение, перестали повиноваться, и тогда оставалось одно из двух: или дать распасться заговору, или начинать революционную попытку без всякого внешнего повода. Такая попытка и была сделана (12 мая 1839 г.), и была подавлена в самом начале. Впрочем, этот заговор Бланки был единственный, который не был открыт полицией. Как видите, Бланки - революционер прошлого поколения. Такие представления о ходе революционных событий слишком уже устарели для немецкой рабочей партии, да и во Франции могут встретить сочувствие лишь со стороны наименее зрелых или наименее терпеливых рабочих" (Ф.Энгельс, Программа бланкистских эмигрантов Коммуны).

Энгельс однозначно оценивает взгляд на революцию, игнорирующий различие революционной и нереволюционной ситуации, как отсталый даже для ХIХ века. Тем не менее, сегодня многие в комдвижении, прежде всего в силу отсутствия элементарной марксистской грамотности, придерживаются подобных взглядов. Чтобы не оказаться в положении последователей Бланки, необходимо четко различать задачи мирного и кризисного времени, а также четко уметь отличать революционную ситуацию от нереволюционной.

Конечно, можно софистически, подтасовывая факты, "доказать", что любая ситуация является революционной. Назвать минимальное проявление активности низов "кризисом низов", дежурную возню в верхах "кризисом верхов". Вот тебе и революционная ситуация - вперед на баррикады! Точно также софистически можно доказывать отсутствие революционной ситуации, оправдывая собственное бездействие. Или, доказывать что понятие революционной ситуации вообще неприменимо сейчас, поскольку, у нас капитализм развивается не "естественным образом", а после ликвидации социалистического способа производства. Эта точка зрения также неверна.

Если мы обратимся к определению, которое дал Ленин, то мы увидим, что оно дано не для естественно развивающегося капитализма и даже не для капитализма, а для классового общества вообще. Оно одинаково применимо и для 1789 г., и для 1917 г., и для 1998 г. Нет никаких оснований ее пересматривать.

Добавлено (24.03.2013, 23:06)
---------------------------------------------
Существенное различие в характере революционной ситуации существует между странами промышленного капитализма и полуфеодальными-полуколониальными странами Третьего мира. Во второй группе стран (куда можно отнести такие страны как Колумбия, Перу, Непал и др.) революция носит аграрный и антиимпериалистический характер. Здесь противоречия, присущие капитализму накладываются на противоречия докапиталистических способов производства, обостряются гнетом империализма. В этих странах революционная ситуация носит длящийся характер. Страна медленно "вползает" в революционную ситуацию и долго, иногда десятилетиями, из нее не "выползает".

В странах развитого промышленного капитализма (сюда мы отнесем не только империалистические сверхдержавы США, Европу, Японию, но и такие страны, как Россия, Ю.Корея и др.) революционная ситуация складывается внезапно, неожиданно для самих революционеров. Например, даже в конце апреля 1968 года во Франции никто не мог и предположить, что через несколько дней в стране будут бастовать 10 миллионов рабочих и начнутся студенческие восстания, прогремит знаменитый "Красный май". Такая революционная ситуация длится обычно недолго, но и здесь бывают исключения. Например, затяжной кризис в Аргентине. Однако наступает революционная ситуация практически всегда внезапно.

Такой обвальный характер революционной ситуации связан, прежде всего, с тем, что революционная борьба проходит в основном в форме стачек крупных промышленных предприятий, а также массовых протестов, переходя в вооруженные столкновения с силами государства. В этих странах революционная борьба невозможна без выступлений широких организаций эксплуатируемого класса, таких как профсоюзы, забасткомы, без достаточного влияния в этих организациях революционной партии. Именно с этим различием длящейся и обвальной революционных ситуаций связан успех начатой небольшим вооруженным отрядом сельской партизанской войны (геррильи) в Китае, Корее, Вьетнаме, на Кубе, и поражения городской геррильи в Германии, Италии, Японии в 1970-х.

Создание долгосрочно действующих вооруженных групп в странах промышленного капитализма не приносит стратегического успеха (за исключением антифашистской борьбы). Деятельность таких групп не может быть связана с борьбой масс и экономическими организациями рабочего класса. Она не приводит к победе, даже если имеет определенную общественную поддержку, как было в "свинцовые семидесятые". Например, стратегия Красных бригад, согласно которой вооруженная борьба, начатая небольшими группами, будет охватывать все большие массы пролетариата, не оправдала себя. Полиция смогла достаточно эффективно изолировать вооруженные ячейки от масс и разгромить их.

Наоборот, те случаи в истории, когда революционная борьба в промышленно развитых странах переходила в открытое вооруженное столкновение, показывают, что сначала наступала революционная ситуация, повышался градус общественного настроения, а только затем революционной партией предпринимались меры по вооружению пролетариата. Так действовали и большевики в 1905 и 1917 годах.

Добавлено (24.03.2013, 23:08)
---------------------------------------------
Задача коммунистов в нереволюционное, мирное время заключается прежде всего в подготовке субъективного фактора будущей революции, то есть "способности революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство". Эта работа включает в себя широкий круг задач по распространению революционных идей и организации класса. Обычно разделяют общую и непосредственную революционную ситуацию.

Общая революционная ситуация или эпоха социальной революции наступает тогда, когда общенациональный кризис поражает политическую и экономическую систему общества, а верхи не в состоянии вывести общество из этого кризиса. Непосредственная революционная ситуация возникает тогда, когда в ходе общей революционной ситуации складывается революционный класс (или союз классов) способный на массовые выступления. Непосредственная революционная ситуация перерастает в прямую революцию, когда существует субъективный фактор в виде революционной организации, которая может повести массы на штурм существующей власти.

Причем способность эта должна быть не только субъективной (решимость, желание), но и должна подкрепляться наработанным в спокойное время влиянием.

Революционная ситуация может иметь три различных продолжения: контрреволюция, компромисс, реформа, революция.

1. В случае контрреволюционного выхода из революционной ситуации власть переходит к наиболее реакционным слоям правящего класса, которые силой подавляют выступления низов и наводят "порядок". Если говорить о революции 1917 г., то такой вариант контрреволюции предлагал Корнилов и те социальные слои, которые за ним стояли. Такой же вариант выхода из кризиса был осуществлен ельцинской группой в октябре 1993 г.

2. Компромиссом условно называют тот способ преодоления кризиса верхов, когда к власти допускаются представители всех слоев правящего класса. Для примера можно привести действия Ельцина в 1996 году. Вместо предлагавшейся Коржаковым и другими силовиками: отмены выборов и выхода из кризиса по контрреволюционному варианту, был принят курс на "компромисс", когда после известного совещания в Давосе была образована так называемая "семибанкирщина". То есть к власти были допущены представители различных групп крупного капитала (олигархов).

3. Реформа - это уступка, на которую правящий класс идет перед лицом надвигающейся революции. Он жертвует частью, чтобы не потерять все. В этом случае правительство идет либо на какие-то серьезные экономические уступки, либо передает часть власти оппортунистически настроенным левым (социал-демократам и т.п.) Примером реформистского выхода из революционного кризиса может служить отмена крепостного права царским правительством в 1861 году или манифест 17 октября 1905 года и последующий созыв Государственной Думы. Современным примером может служить выход ельцинского правительства из революционной ситуации 1998 г. путем назначения "народно-патриотического" правительства Примакова-Маслюкова.

4. Революция предполагает полное устранение правящего класса от власти. Легко увидеть, что чем прочнее будут позиции революционной партии в массах, тем сложнее правящему классу будет реализовать нереволюционный способ преодоления кризиса. Например, если бы в период революции 1918 года в Германии влияние "Союза Спартака" К.Либкнехта и Р.Люксембург было сильнее, то буржуазии не удалось бы удержаться у власти путем назначения правительства из правых социал-демократов и подавления рабочих Советов. Точно также, если бы позиции РКРП в период рельсовой войны 1998 года были сильнее, то переход к революции нельзя было бы предотвратить формированием правительства из ставленников КПРФ.

Добавлено (24.03.2013, 23:09)
---------------------------------------------
Эти факты опровергают мнение, что, мол, когда будет революционная ситуация, тогда пролетариат сам позовет нас "на царство", а пока нужно изучать (или развивать) теорию, вести теоретическую борьбу. Это абсолютно неверное мнение. Даже в самый спокойный период нужно участвовать во всех трех формах борьбы рабочего класса: экономической, политической, теоретической. Именно так действовали те партии, которые смогли победить.

Не нужно бояться собственной малочисленности и гигантских задач, которые ставит перед нами История. Нужно всегда помнить, что наши классовые враги - это бумажные тигры. Они страшны только с виду, на самом деле развитие общества уже подготовило условия для того, чтобы они сошли с исторической сцены. Но победить можно, только опираясь на марксистско-ленинскую науку, которую нужно изучать и применять. Без нее - как в море без компаса: можно плыть сколь угодно долго и самоотверженно, преодолевая трудности, проявляя героизм, но к цели не приблизиться. Учение Ленина о революционной ситуации один из важнейших инструментов классовой борьбы. Этим инструментом должен овладеть каждый революционер.

Виктор Шапинов

 
Форум » Патриотизм » Патриотизм - это последний шанс для спасения (даже для последних негодяев) » Как большевики начинали работать с пролетарскими массами (история)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024